Система и управление - часть 8
- Выделение основных факторов системы.
- Определение в выделенных факторах целевых факторов.
- Определение факторов, которые могут влиять на целевые факторы.
- Определение факторов, которые могут объяснять развитие системы, и их группировка в кластеры факторов (как правило, это иерархическая система, на нижнем уровне которой находятся наиболее элементарные, на следующем, - интегральные от них и т.д.).
- Выделение в кластере группы интегральных факторов и характеризующих их показателей, которые могут быть информативными (поясняющими тенденции развития системы), и их детализация, формализация, математизация.
- Определение связей между кластерами.
- Определение связей и характера (например, положительный, отрицательный) и силы взаимовлияний внутри кластеров.
- Проверка адекватности когнитивной схемы, т.е. сопоставление полученных результатов с логико-историческими проявлениями системы.
- Корректировка, уточнение схемы.
Эта процедура лежит в основе системно-когнитивной концепции, на основе которой пытаются адекватно, структурированно, с помощью простых базовых когнитивных операций и, по возможности, формально, математически отразить и автоматизировать сущность процесса познания человеком, например, процессов вербализации, синтаксического синтеза, семантического анализа, макетирования, виртуализации и др.
К базовым когнитивным операциям (процедурам) можно отнести (см. также системные процедуры, упомянутые в лекции 1):
- восприятие, регистрация свойства, отношения, объекта, процесса, системы;
- присвоение уникального имени свойству, отношению, объекту, процессу, системе;
- шкалирование и кластеризация, классификация;
- обобщение;
- сравнение;
- идентификация, узнавание объекта по его проявлениям;
- морфологический анализ (например, связей элементов);
- синтаксический анализ (например, атрибутов элементов и классов);
- семантический анализ (например, связей классов);
- верификация, сопоставление с опытом и заключение об обучении;
- планирование эксперимента;
- принятие решения.
Содержание Назад Вперед