Разработка ПО, как уже упоминалось, во многом связана с повторяемостью. Для понимания технической трудности повторного использования, следует понять природу повторяемости.
Несмотря на то, что программисты обычно время от времени повторяют одни и те же действия, но эти действия являются не совсем одинаковыми. Ведь если бы они были одинаковыми, то решение оказалось бы простым, по крайней мере, на бумаге. Однако на практике может измениться настолько много деталей задачи, что любая бесхитростная попытка обеспечить ее унификацию потерпит неудачу.
Наглядной иллюстрацией являются работы норвежского художника Эдварда Мунка, многие из которых можно видеть в посвященном ему музее в Осло, на родине языка программирования Simula. Творчеством Мунка владели несколько жизненно-важных, глубоких тем: любовь, страдание, ревность, танец, смерть. Он без конца воспроизводил их в своих рисунках и живописи, пользуясь всякий раз одними и теми же образцами, но меняя технические приемы, цвета, резкость контуров, размер, освещение, настроение. |
В таком же положении находится и разработчик ПО, создавая новые варианты, развивающие одни и те же основные темы.
Возьмем пример, упоминавшийся в начале этой лекции: табличный поиск. Несомненно, алгоритм табличного поиска в общем виде всегда выглядит одинаково: начать с некоторой позиции в таблице t, затем приступить к последовательному просмотру таблицы, всякий раз проверяя, является ли искомым элемент в текущей позиции и, если это не так, то переходить к следующей позиции. Процесс завершается, если найден нужный элемент, либо проверка всех элементов оказалась безуспешной. Такая общая схема применима к многим возможным случаям представления данных и алгоритмам для табличного поиска, в том числе в массивах (отсортированных или не отсортированных), связных списках (отсортированных или не отсортированных), последовательных файлах, двоичных деревьях, Б-деревьях и различных хеш-таблицах.
Нетрудно превратить это неформальное описание в частично детализированную подпрограмму: